Общественная палата Республики Бурятия, в связи с рассмотрением Государственной Думой Федерального Собрания РФ законопроекта № 838058-8 «О внесении изменения в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого в первом чтении, обращается в Народный Хурал Республики Бурятия, с инициативой организовать обсуждение данного вопроса с участием представителей педагогического сообщества, общественных организаций и органов государственной власти Республики Бурятия и рассмотреть;
1.Поправки, сохраняющие баланс интересов Республики Бурятия, муниципалитетов, педагогических работников, а также организаций гражданского общества.
2.Возможные негативные последствия реализации законопроекта №838058-8 на региональном уровне
Данный законопроект содержит нормы, затрагивающие существенные интересы педагогов, образовательных организаций в субъектах РФ и муниципальных образований.
Обращаем внимание на следующие проблемные аспекты законопроекта, требующие общественного внимания и реагирования:
1.Нарушение принципов федерализма и прав субъектов РФ. Предлагаемый законопроект предполагает централизацию повышения квалификации педагогических работников, исключая из процесса региональные и муниципальные органы власти.
2.Это лишает субъекты Российской Федерации возможности самостоятельно учитывать региональные и культурные особенности образовательного процесса, что негативно отразится на качестве образования и может быть расценено как нарушение конституционных полномочий субъектов РФ.
3.Снижение вариативности и качества дополнительного профессионального образования педагогов. Введение единой централизованной системы дополнительного профессионального образования педагогов игнорирует реальное многообразие образовательных практик, потребности школ, учителей и обучающихся, что неизбежно приведёт к снижению качества образовательных услуг. Согласно действующему законодательству (ч.6 ст.76 ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в РФ»), образовательные организации вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать содержание программ дополнительного профессионального образования с учётом местных потребностей. Предлагаемые изменения входят в противоречие с этим подходом.
4.Ограничение конкуренции и создание необоснованных барьеров для общественных и некоммерческих организаций. Законопроектом предлагается допустить к реализации программ повышения квалификации педагогов преимущественно государственные и муниципальные учреждения. Это отстраняет общественные и некоммерческие организации, которые давно успешно работают в данной сфере, особенно предлагая дистанционные и бесплатные курсы. Тем самым создаются условия, при которых важные участники гражданского общества исключаются из образовательного процесса, ограничивается конкуренция и создаются коррупционные риски.
5.Ограничение доступности дополнительного образования для педагогов отдаленных районов. Некоммерческие организации сегодня активно предоставляют учителям доступные дистанционные формы обучения. Однако согласно позиции Федерального казначейства (письмо №07-04-14/17-178 от 21.02.2025), государственные и муниципальные учреждения не имеют возможности реализовывать дистанционные образовательные программы. В результате принятия законопроекта многие педагоги из удалённых районов будут лишены доступа к необходимому дополнительному образованию, что напрямую затрагивает права и интересы значительного числа граждан в вашем субъекте РФ.
6. Риски для авторитетных образовательных платформ и ресурсов . Принятие законопроекта в текущей редакции негативно отразится на деятельности популярных образовательных сервисов («Яндекс.Учебник», «Учи.ру», издательство «Просвещение» и др.), которые традиционно оказывают педагогам бесплатную и качественную поддержку. Это неизбежно снизит доступность и качество образовательных услуг, что противоречит интересам педагогического сообщества и общества в целом.
Данную проблематику поддержали совершенно различные организации – от Русской православной церкви до Опоры России, от Минтруда России до отдельных субъектов Федерации. Важно, что данную проблему отметили и в отзыве Правительстве России и представители различных партий, представленных в Государственной думе, на заседании 18 марта 2025 года.
️Исходя из вышеизложенного, предлагаем следующий вариант поправки:
«Дополнительное профессиональное образование педагогических работников по направлению работодателя осуществляется некоммерческими организациями и общественными объединениями, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Указанные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» с учетом соответствующих примерных образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования, разрабатываемых в порядке, определяемом тем же федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено законодательством об образовании».
Также предлагаем дополнить законопроект
нормой о вступлении его в силу с 1 января 2026 года в целях соответствия бюджетному законодательству Российской Федерации.
1.Поправки, сохраняющие баланс интересов Республики Бурятия, муниципалитетов, педагогических работников, а также организаций гражданского общества.
2.Возможные негативные последствия реализации законопроекта №838058-8 на региональном уровне
Данный законопроект содержит нормы, затрагивающие существенные интересы педагогов, образовательных организаций в субъектах РФ и муниципальных образований.
Обращаем внимание на следующие проблемные аспекты законопроекта, требующие общественного внимания и реагирования:
1.Нарушение принципов федерализма и прав субъектов РФ. Предлагаемый законопроект предполагает централизацию повышения квалификации педагогических работников, исключая из процесса региональные и муниципальные органы власти.
2.Это лишает субъекты Российской Федерации возможности самостоятельно учитывать региональные и культурные особенности образовательного процесса, что негативно отразится на качестве образования и может быть расценено как нарушение конституционных полномочий субъектов РФ.
3.Снижение вариативности и качества дополнительного профессионального образования педагогов. Введение единой централизованной системы дополнительного профессионального образования педагогов игнорирует реальное многообразие образовательных практик, потребности школ, учителей и обучающихся, что неизбежно приведёт к снижению качества образовательных услуг. Согласно действующему законодательству (ч.6 ст.76 ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в РФ»), образовательные организации вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать содержание программ дополнительного профессионального образования с учётом местных потребностей. Предлагаемые изменения входят в противоречие с этим подходом.
4.Ограничение конкуренции и создание необоснованных барьеров для общественных и некоммерческих организаций. Законопроектом предлагается допустить к реализации программ повышения квалификации педагогов преимущественно государственные и муниципальные учреждения. Это отстраняет общественные и некоммерческие организации, которые давно успешно работают в данной сфере, особенно предлагая дистанционные и бесплатные курсы. Тем самым создаются условия, при которых важные участники гражданского общества исключаются из образовательного процесса, ограничивается конкуренция и создаются коррупционные риски.
5.Ограничение доступности дополнительного образования для педагогов отдаленных районов. Некоммерческие организации сегодня активно предоставляют учителям доступные дистанционные формы обучения. Однако согласно позиции Федерального казначейства (письмо №07-04-14/17-178 от 21.02.2025), государственные и муниципальные учреждения не имеют возможности реализовывать дистанционные образовательные программы. В результате принятия законопроекта многие педагоги из удалённых районов будут лишены доступа к необходимому дополнительному образованию, что напрямую затрагивает права и интересы значительного числа граждан в вашем субъекте РФ.
6. Риски для авторитетных образовательных платформ и ресурсов . Принятие законопроекта в текущей редакции негативно отразится на деятельности популярных образовательных сервисов («Яндекс.Учебник», «Учи.ру», издательство «Просвещение» и др.), которые традиционно оказывают педагогам бесплатную и качественную поддержку. Это неизбежно снизит доступность и качество образовательных услуг, что противоречит интересам педагогического сообщества и общества в целом.
Данную проблематику поддержали совершенно различные организации – от Русской православной церкви до Опоры России, от Минтруда России до отдельных субъектов Федерации. Важно, что данную проблему отметили и в отзыве Правительстве России и представители различных партий, представленных в Государственной думе, на заседании 18 марта 2025 года.
️Исходя из вышеизложенного, предлагаем следующий вариант поправки:
«Дополнительное профессиональное образование педагогических работников по направлению работодателя осуществляется некоммерческими организациями и общественными объединениями, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Указанные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» с учетом соответствующих примерных образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования, разрабатываемых в порядке, определяемом тем же федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено законодательством об образовании».
Также предлагаем дополнить законопроект
нормой о вступлении его в силу с 1 января 2026 года в целях соответствия бюджетному законодательству Российской Федерации.
328